smolenka-cafe.ru


Фресковые росписи пещерных храмов

(См. рис. 58, 59 и 60)

1 По мнению Н И Репникова, в эски-керменских росписях отражаются два ху­дожественных влияния, не совпадающие хронологически. Одно из них, имея анало­гии на Кавказе (в Грузии), исходит от малоазийских истоков и датируется ХП-ХШ вв. Другое, неся в себе элементы так называемого высокого стиля, исходит от столич­ных константинопольских течений первой половины XIV в [Репников, 1932а].

(См. рис. 61, 62 и 63)

Между фигурами женщины и мужчины помещено изображе­ние высокой мужской фигуры с нимбом. На ближайшей части се­верной стены, под «парусом», по­мещено изображение девичьей фигуры в темно-розовом платье с короткими рукавами, в остро­конечном кокошнике, с серьгами в ушах. Сбоку от изображения девичьей фигуры — буквы ЕКОIMН, которые, по мнению В В. Латышева, представляют со­бой остаток надписи, содержав­шей слово ‘[Латышев, 1896, с. 125], что означает «по­чил» (упокоился). По мнению О. И. Домбровского, портретное изображение «княжеской семьи» может быть датировано XII-ХШ вв. (т. е., согласно О. И. Домбровскому, — ранним периодом росписи этого храма) [Домбровский, 1966]. В настоящее время от ком­позиции, представляющей «княжескую семью», сохранился фрагмент изображения молодой женщины в виде нижней части головы и части торса, а также отдельные фрагменты изображений высокой фигуры с нимбом, бородатого мужчины и девичьей фигуры.

В западном «аркосолии» северной стены, вблизи описанного выше изображения «княжеской семьи», рядом с фигурами двух святых во­инов в рост, помещены изображения двух донаторов. От фигуры од­ного из донаторов сохранились только небольшая часть торса и кис­ти рук, скрещенных на груди. Фигура другого донатора почти полно­стью утрачена, сохранилось только изображение ног, обутых в ост­роносые сапожки.

По мнению И. Г. Волконской, предположение О. И Домбровского о разновременности росписи отдельных частей храма «Донато­ров» ни по стилю живописи, ни по технологии приготовления шту­катурного раствора не подтверждается, и в целом программа роспи­си позволяет говорить о поминальном характере храма, в живописи которого выражена идея покровительства святых воинов княжеской семье [Волконская, 2003]. После гибели Эски-Кермена, возможно, в конце XIII в. жизнь в окрестностях города на какое-то время замира­ет. «Возможно, роспись храма "Донаторов" связана с возобновлени­ем поселения и с желанием увековечить память членов семьи мест­ного правителя» [Волконская, 2003, с. 308]. (См. рис. 64)

Роспись храма «Донаторов», также как росписи храма «Успения» и храма «Трех всадников», сильно пострадала от намеренного по­вреждения1.

Фресковые росписи пещерных храмов Эски-Кермена и его окру­ги были изучены А. И. Анисимовым и Н. И. Репниковым в 1928 г.2, а также И. Э. Грабарем и Г. О. Чириковым в 1929 г. [Репников, 1932а]3. В конце 1920-х гг. Л. И. Линно и Г. Андреевым выполнены цветные копии фресок Эски-Кермена и его округи [Равдоникас, 1929; Репни­ков, 1932а]4.

1 В трех пещерных храмах Эски-Кермена и его округи, содержащих фрески, наи­более сильно пострадали от повреждения росписи храма «Успения» и храма «Донато­ров». Фреска храма «Трех всадников», возможно, была подновлена. В начале 1970-х гг. она оказалась облитой черной краской и находилась в этом состоянии около двух деся­тилетий. В 1991 г. фреска храма «Трех всадников» была очищена А. В. Афониным в ходе осуществления эколого-реставрационных работ в Эски-Кермене.

2 Копии документальных свидетельств о посещении Эски-Кермена в 1928 г. А. И. Анисимовым и изучении им совместно с Н. И. Репниковым фресок Эски-Керме­на любезно предоставлены автору Г. И. Вздорновым. Эти свидетельства представляют собой фотографию А. И. Анисимова в храме «Донаторов» и письмо А. И. Анисимова Г О. Чирикову от 17.10.1928 (на обороте фотографии; копии переданы в архив: РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 1. Д. 45. Л. 4-5). (См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1928. Д. 105. Л. 3-6: Предварительный отчет Н. И. Репникова о работах в Эски-Кермене в 1928 г.) Кроме этих материалов, в архиве ИИМК РАН хранятся черно-белые фотогра­фии общих видов, деталей интерьеров и фрагментов росписей храма «Трех всадни­ков», храма «Успения» и храма «Донаторов», сделанные Н. И. Репниковым в 1928 г. (Фотоархив ИИМК РАН. Альбом О.255. Л. 1-21, 22-35; Альбом О.256. Л. 22-43).

3 Сведения о выполненных в XIX в. зарисовках и копиях фресок Эски-Кермена содержатся в статье Н. И. Репникова [Репников, 1932а, с. 146-147].

4 Одна из копий (Фрески пещерного храма «Донаторов» [интерьер, вост. часть]), выполненная Л. И. Линно и Г. Андреевым в 1928 г., опубликована в книге А. Л Якоб­сона [Якобсон, 1964, табл. XXIV, 2] и в статье И. Г. Волконской [Волконская, 2003, рис. 3]. Другая копия (Фрагмент композиции «Успение Богоматери»), выполненная Л. И. Линно в 1928 г., опубликована также в статье И. Г. Волконской [Волконская, 2003, рис. 2]. Обе копии опубликованы в черно-белом воспроизведении. В Рукопис­ном архиве ИИМК РАН хранятся 10 листов цветных копий (акварель, темпера) фресок храма «Успения» и храма «Донаторов» и 2 листа карандашных зарисовок фресок хра­ма «Успения», выполненных Л. И. Линно в 1928-1929 гг. (РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-12). Согласно подписям на этих копиях и зарисовках, 5 листов цветных копий фресок выполнены Л. Линно в соавторстве с Г. Андреевым. В Фотоархиве ИИМК РАН хранятся 12 черно-белых негативов, сделанных с копий фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, выполненных Л. Линно и Г. Андреевым в 1928-1929 гг. (Фотоар­хив ИИМК РАН. Her. П 75062-75073). Биография Л. И. Линно и ксерокопия, выполнен­ная с ее фотографического портрета, любезно предоставлены автору Г. И. Вздорновым (копии переданы в архив: РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 1. Д. 45. Л. 1). Сведения о Л. И. Линно и ее работах, выполненных в Крыму (по материалам архива ИИМК РАН), опубликованы в ежегоднике «Макариевские чтения» [Харитонов, 20036].

В период 1953-1955 гг. О. И. Домбровским с сотрудни­ками выполнены зарисовки композиционных схем фресок Эски-Кер­мена и его округи, сняты цветные копии фресок и осуществлено их фотографирование [Домбровский, 1966].1 В конце 1990-х гг. Э. Н. Карнаушенко фресковые росписи пещерных храмов выполнены цветные копии с частичной реконструкцией фре­сок храма «Успения» и храма «Донаторов» [Гайдуков, Карнаушенко, 2001]. В 2001-2002 гг. И. Г. Волконской выполнены кальки с частич­ной реконструкцией рисунка всех сохранившихся и читаемых фреско­вых композиций храма «Успения» и храма «Донаторов» [Волконская, 2003]2. Результаты дальнейшего исследования росписей и эпиграфики пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в публика­циях А. Ю. Виноградова [Виноградов, 2002], Н. Е. Гайдукова [Гайду­ков, 2002а; 20026], Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова [Гайдуков и др., 2002], И. Г. Волконской [Волконская, 2003].

О. И. Домбровский, на основе результатов изучения фресковых росписей пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, пришел к следующему примечательному выводу: «Из многих провинциальных византийских школ живописи та школа, которая в XII-XIV вв. скла­дывалась в Юго-Западном Крыму, была одной из наиболее поддав­шихся столичным влияниям; она тесно соприкасалась с придворным аристократическим искусством Византии» [Домбровский, 1966, с. 50].

«Стиль эски-керменских росписей, — пишут Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанов, — более всего характерен для хороших образцов второй половины XII — первой половины XIII вв. Яркость цветов и их разнообразие не создает впечатления пестро­ты, как это бывает на многих провинциальных памятниках, в част­ности, в каппадокийских росписях. Лазурь фона, золото в нимбах, гармоничное богатство палитры, которые, благодаря сохранности, яснее видны на фреске «Трех всадников», роднят их с росписью Кинцвиси 1207-1213 гг. (рис. 10. Ангел. Фрагмент фрески «Жены-мироносицы». Кинцвиси. Грузия). Особо нужно отметить сходство некоторых орнаментальных мотивов... Именно та струя в искусст­ве, которая сделала возможным появление фресок Кинцвиси, долж­на считаться и источником росписей Эски-Кермена» [Гайдуков и др., 2002, с. 124].

И. Г. Волконская обращает внимание на важность искусствовед­ческого анализа и подробного описания эски-керменских фресок: «Дать подробное описание фресок представляется актуальным, во-первых, в связи с аварийным состоянием живописи и угрозой ее пол­ной утраты, во-вторых, в связи с невозможностью удовлетворитель­ного фотографического воспроизведения» [Волконская, 2003, с. 284]. Как отмечалось выше, описания росписей пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. Л. Эрнста [Эрнст, 1929], Н. И. Репникова [Репников, 1932а], А. Л. Якобсона [Якобсон, 1973], Е. С. Овчинниковой [Овчинникова, 1976], Н. Е. Гайдукова,

1 Перед копированием фресок произведено удаление ямчуги с закреплением рос­писи [Домбровский, 1966].

2 Материал хранится в архиве Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.

Э. Н. Карнаушенко [Гайдуков, Карнаушенко, 2001], А. Ю. Виноградо­ва [Виноградов, 2002], Н. Е. Гайдукова [Гайдуков, 2002а], Н. Е. Гайду­кова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова [Гайдуков и др., 2002], И. Г. Волконской [Волконская, 2003] и в книге О. И. Домбровского [Домбровский, 1966], посвященной фрескам средневекового Крыма. Описание фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, сде­ланное И. Г. Волконской, в настоящее время является наиболее пол­ным [Волконская, 2003] 1.

Более полные, чем в данной книге, описания архитектуры пе­щерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. И. Репникова [Репников, 1932 а; 1935] и в книге Ю. М. Могари-чева [Могаричев, 1997], посвященной пещерным церквам Крыма. Дополняющие общую картину описания некоторых деталей архи­тектуры храма «Трех всадников», храма «Успения» и храма «Дона-торов» содержатся в статьях А. Ю. Виноградова [Виноградов, 2002], Н. Е. Гайдукова [Гайдуков, 20026], Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнау­шенко, А. В. Джанова [Гайдуков и др., 2002].

Поселение Черкес-Кермен

По мнению Н. И. Репникова, древний город Эски-Кермен, укреп­ление Кыз-Куле и храм «Донаторов» представляют собой единый, исторически сложившийся комплекс [Репников, 1932а]. Е. В. Вей-марн, О. И. Домбровский полагали, что к этому комплексу относится также место расположения деревни Черкес-Кермен [Веймарн, 1966а; Домбровский, 1966].

Деревня Черкес-Кермен находилась в глубоком горном ущелье вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан. На дне ущелья деревни Черкес-Кермен имеются следы мно­гочисленных жилищ и культурный слой с керамикой XII-XIV вв. [Домбровский, 1966]. Деревня Черкес-Кермен существовала до се­редины XX в.2 Значительное поселение — село Крепкое — в этом месте находилось до 1970-х гг.

Г. И. Петровым, научным сотрудником Музея антропологии и эт­нографии АН СССР, в 1929 г. были опубликованы сделанные им фо­тографии трех жителей деревни Черкес-Кермен, являющихся, по оп­ределению Г. И. Петрова, носителями этнических признаков народов Северной Европы, Кавказа и Турции [Петров, 1929, рис. 2-5]. (См. рис. 65)

1 См. также: http://www.byzantium.ru (Проекты, Реставрация).

2 Фотографии деревни Черкес-Кермен опубликованы в статье Д. Н. Косцюшко-Волюжинич [Косцюшко-Волюжинич, 1915, с. 289-290].

По свидетельству Г. И. Петрова, в конце 1920-х гг. все жители де­ревни Черкес-Кермен считали себя татарами, говорили на татарском языке и признавали ислам. Однако, согласно сообщению Г. И. Петрова, в предыдущем, XIX в. в деревне существовали развалины гречес­кой церкви и был распространен греческий язык1.

Г. И. Петров на основании своих наблюдений высказал предпо­ложение о том, что у жителей деревни Черкес-Кермен могли сохра­ниться до начала XX в. некоторые черты физического облика крым­ских готов [Петров, 1929]2.

Если предположение Г. И. Петрова о значительности «местного» («ав­тохтонного») компонента в составе населения деревни Черкес-Кермен, существовавшей вблизи Эски-Кермена до середины XX века, имеет основание, то можно полагать, что на фотографиях, опубликованных Г. И. Петровым в 1929 г., изображены лица людей, которые являются потомками жителей округи Эски-Кермена в период средневековья и, может быть, — потомками жителей самого Эски-Кермена. В любом случае, рассматривать эти фотографии — занятие волнующее...

1 В 1773 г. часть жителей деревни Черкес-Кермен, составлявших ее христиан­ское население, была переселена русским правительством на берега Азовского моря, в Мариупольский уезд. Согласно «Ведомости христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму», составленной А. Л. Бертье-Делагардом в 1901 г. на основании нескольких дополняющих друг друга источников, из деревни Черкес-Кермен было выведено 307 человек, которые занимали 60/55 (по разным источникам) дворов, в деревне была церковь свв. Феодоров Тирона и Стратилата (по ведомости митрополита Игнатия), или св. Феодора Тирона (по показаниям стариков переселенцев) [Мальгин, 1994].

2 Х.Ф. Байер обращает внимание на другое, более раннее свидетельство об исламизированных крымских готах, относящееся ко времени около 1780 г. [Байер, 2001 ].


Источник: http://tnu.podelise.ru/docs/index-279400.html?page=6


Закрыть ... [X]

Художественная культура Индии - Искусство (I часть) - Мастер класс по пледами



Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов Фресковые росписи пещерных храмов